alien3 (alien3) wrote,
alien3
alien3

Category:

Облётная миссия

Доработал по замечаниям:

Проект пилотируемой миссии по облёту Венеры и Марса в 2021-2023 годах



Суть проекта

В 2021-2023 году Земля, Венера и Марс расположатся уникальным образом, давая человечеству возможность совершить достаточно экономичную облётную миссию второй и четвёртой планет от Солнца с возвращением на Землю. Благодаря отсутствию необходимости делать серьёзные коррекции траектории и тормозить у планет, для выхода на орбиту вокруг них и посадки, данный полёт возможно провести с минимальными затратами топлива. В начале космической эры XX века подобные облётные миссии планировались и в США, и в СССР, ровно также, как облёт Луны (с выходом на окололунную орбиту) экспедицией «Аполлон-8» предварял последующую посадку на Луну. Но снижение космических бюджетов и сосредоточение усилий на околоземной орбите на многие десятилетия отсрочили пилотируемые межпланетные полёты. Эта задержка не только привела к застою пилотируемой космонавтики, но и сделала актуальным вопрос «Зачем?», не стоявший так остро в 60-70 годы прошлого века.

Именно поэтому наша независимая команда космических энтузиастов (молодые специалисты и студенты) решила подготовить предварительный «эскизный» проект по облёту Венеры и Марса в 2021-23 годах.

Наша цель показать, что этот проект технически осуществим с использованием тех средств, что есть в данное время у России и Европы, а также появятся в ближайшие 4 года (например, российский разгонный водородный блок КВТК).
Мы планируем сделать много графики и анимации для широкого представления обществу этого проекта. Предварительные расчёты показывают, что общая стоимость миссии составляет около 4-5 млрд долларов США (создание облётного корабля и научной программы, пусковые услуги и управление полётом), что посильно, например, для нескольких десятков миллиардеров в России. Это единственная альтернатива государственному финансированию.

В проекте будет обоснована практическая польза облётной экспедиции для будущего пилотируемой космонавтики и человечества.
Сразу стоит отметить, что миссия может быть только некоммерческой, с решением реальных технических и медицинских научных задач, и вопроса национального престижа, мотивирования молодёжи на карьеру в научно-технической сфере.
Ведь выход человека за пределы лунной орбиты и облёт двух ближайших планет будет вписан в историю человечества.

Как появилась наша команда и идея этого проекта

В 2013 году бизнесмен и первый космический турист Деннис Тито предложил осуществить частную миссию по облёту Марса в 2018 году. Особенностью этой миссии стала возможность существенной экономии: благодаря взаимному положению Земли и Марса достаточно было бы сделать один разгон у Земли, без необходимости тормозить у Марса или делать серьёзную корректировку траектории полёта. Пилотируемый корабль мог бы обогнуть Марс и после этого гравитационного манёвра
достигнуть Земли. Продолжительность полёта составила бы приблизительно 501 сутки.
К сожалению, Деннис Тито миллионер, а не миллиардер. Стоимость миссии по его оценке составляла примерно 2 млрд долларов США. Но его инициатива не получила необходимой финансовой поддержки. Несмотря на то, что до 2018 года осталось ещё 3 года, на создание техники для уникального экономичного облёта уже не хватит времени.

Похожая возможность более сложного облёта возникнет в 2021-23 годах, теперь в облёт могут войти сразу две планеты - Венера, а потом Марс. Продолжительность полёта увеличивается до 582 суток. Деннис Тито предложил NASA использовать для этого новую сверхтяжёлую ракету SLS, разрабатываемую сейчас в США, но положительного ответа пока не получил.

Анимация с наглядным представлением траектории полёта космического корабля:


До 2021 года ещё 6 лет, времени достаточно, и для России появляется хорошая возможность.

В 2014 году я с командой студентов и молодых специалистов участвовал в международном конкурсе Mars Society International Student Design Competition, объявленном Деннисом Тито и Марсианским обществом. 38 команд (две из них из России) предложили свои варианты облёта Марса в 2018 году.


Эскиз нашего облётного корабля для миссии 2018 года (без разгонных блоков)

В итоге наша команда (Team Russia) вышла в полуфинал, а вторая команда (Delta V) в финал. Победила же японская команда Team Kanau.
Особенностью нашего проекта было использование российской и европейской космической техники, в то время как остальные команды делали упор на американскую технику (включая вторую российскую команду).

Теперь наша команда начала расчёты по проекту облёта Венеры и Марса в 2021-23 годах.
Краткий список возможных задач экспедиции, которые будут подробно обоснованы в проекте:
- изучение воздействия на человека и животных гипомагнитных условий (впервые человек так долго будет находиться вне магнитного поля Земли);
- изучение воздействия на экипаж повышенной радиации и способов защиты и компенсации;
- разработка и испытание противорадиационного убежища, способного защитить космонавтов от воздействия, как галактических космических лучей, так и солнечных космических лучей (максимально ослабить их влияние).
- комплексные физиологические и психологические исследования;
- разработка и использование специального медицинского обслуживания дальних космических экспедиций;
- испытание малых биорегенеративных систем;
- использование нового технического регламента для экспедиций в дальний космос (он кардинально будет отличаться от регламента обслуживания околоземных космических станций);
- запуск небольших сопутствующих зондов при пролёте Венеры и Марса (опционально).
И другие задачи, без решения которых невозможно дальнейшее проникновения человека в дальний космос.


Эскиз нашего облётного корабля для миссии 2021-2023 года (без разгонных блоков)

Конечно, сама миссия по облёту Венеры и Марса будет невозможна без участия целого ряда организаций, важнейшие из которых: РКК «Энергия», ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, ИМБП РАН, ИКИ РАН, ЦНИИМаш, ЦПК им. Ю. А. Гагарина, ЦСКБ-Прогресс, Thales Alenia Space, Институт биофизики РАН, НПО им. С. А. Лавочкина, НПП «Звезда», НИИхиммаш и другие.

Почему это важно для меня и нашей команды?

Марс, планета, которая притягивает людей с XIX века. Романтические мечты о космической экспансии, получившие широкое распространение в XX веке, с расцветом такого литературного жанра как фантастика. Я принадлежу к поколению конца прошлого века, впитавшему эти мечты, и ожидавшему большого космического прорыва в начале XXI века. Но его не произошло…


Марс

Несколько лет назад одна моя подруга призналась, что в детстве мечтала стать космонавтом, но передумала, когда узнала, что никаких полётов к другим планетам уже нет (с 1972 года, когда человек последний раз был на Луне).

Меня, впрочем, это не остановило. После школы я закончил в родном городе технический ВУЗ и поехал в подмосковный Королёв, работать в Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва – главной в России организации по пилотируемой космонавтике. Трижды я проходил отбор в отряд космонавтов, но безуспешно – очень высокие требования к состоянию здоровья. В итоге я переехал в Санкт-Петербург, но не оставил своей космической мечты. Но правильно ли мечтать в России о полётах к Марсу, если в официальных планах они находятся где-то за 2040 годом?

Ребёнком я застал последнее десятилетие расцвета советской космонавтики: орбитальные пилотируемые станции «Салют-7» и «Мир», на которых работали наши и иностранные космонавты, космический челнок «Буран», совершивший свой единственный полёт в беспилотном режиме, автоматические станции «Вега-1» и «Вега-2», изучавшие Венеру и комету Галлея, «Фобос-1» и «Фобос-2», хоть и потерянные раньше срока, но приблизившие нас к мечте – Красной планете. То время ушло, и уже более 25 лет не летают российские межпланетные станции, на околоземной орбите практически нет научных аппаратов (с очень редкими исключениями, такими как «Коронас-Фотон» или работающий сейчас «Радиоастрон»). Почти все усилия современной России в космонавтике связаны с пусковыми услугами – многие гражданские и научные космические аппараты Европы и США были запущены отечественными ракетами-носителями, с 2011 года только российские пилотируемые корабли «Союз» доставляют все экипажи на Международную космическую станцию - проект, объединивший 15 стран. Конечно, есть ещё военный космос, навигационная система ГЛОНАСС, несколько метеорологических спутников и дистанционного зондирования Земли.

Космонавтика стала прагматичной. Вероятно, так и должно быть в современном мире. Но что же романтические позывы космической экспансии, они должны перейти в частную космонавтику? К сожалению, не всё так просто. Частных космических компаний уже давно немало в западном мире, но работают они либо за счёт государственных компаний, либо на деньги крупных организаций, которым от космонавтики нужно не развитие, а ее рутинные возможности: запуск на орбиту космических аппаратов, фотографии определённых объектов на Земле, телекоммуникационные услуги, навигация и т.д.
Научный космос фактически полностью существует на деньги государств, в рамках их возможностей.

Что остаётся делать космическим энтузиастам, реально стремящимся к полётам на другие планеты Солнечной системы? Выбор очень небольшой.
Школьники США могут уже сейчас учиться и тренироваться, надеясь, что NASA выполнит своё обещание после 2030-го года в случае успешной пилотируемой миссии к астероиду отправить экспедицию на Марс.
Остальные могут довериться Илону Маску и копить деньги на билет до Марса.

Остаётся ещё одна возможность, о которой и идёт речь в этом проекте. Не ждать милости сверху, а предложить свой вариант - компромиссный по стоимости и результатам.

Наша команда (частичный состав)


Хохлов Александр

Выпускник Пензенского технологического института 2002 года. В настоящее время — инженер-конструктор в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), Санкт-Петербург. Ранее (с 2002 по 2010 год) работал в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва. Внештатный корреспондент журнала «Новости космонавтики» и газеты «Троицкий вариант — Наука».
Представитель Консультативного совета космического поколения при Комитете ООН по мирному использованию космического пространства (COPUOS) (Space Generation Advisory Council) в России.
С 20 апреля по 4 мая 2013 года принимал участие в работе первой российской команды (Crew 129 "Team Russia") на Марсианской пустынной исследовательской станции (Mars Desert Research Station) в штате Юта (США), поддерживаемой Марсианским обществом.


В пустыне Юты - На Марс готов!


Шелахаев Николай

В 2009 закончил МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «Системы автоматизированного проектирования». По окончании университета работал в течение трёх лет аналитиком производительности графических процессоров в NVIDIA Ltd. и специалистом по программному обеспечению в Hewlett-Packard. В настоящее время изучает аэрокосмонавтику в университете прикладных наук в Wiener Neustadt в Австрии, а также участвует в проектировании спутника на базе предприятия при университете.


Догонашева Олеся

На данный момент Олеся является студентом четвёртого курса в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики. До 2013 она училась по специальности «Фотоника и оптоинформатика», с 2013 года по специальности «Прикладная математика и информатика» на кафедре Высшей математики.

Во время учебы по специальности «Фотоника и оптоинформатика» входила в ряды одной из научных групп кафедры, где занималась исследованием резонаторных систем (микрооптических и наномеханических).


Павлыш Анна

Родилась 28 февраля 1990 года в г. Санкт-Петербурге. В 2013 году окончила факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Когнитивные исследования». Владеет пятью иностранными языками. В апреле 2012 г. принимала участие в студенческой научной конференции «Смольные чтения» с работой по наблюдению за туманностями. С сентября 2012 года по январь 2013 проходила стажировку на факультете физики, кафедра ядерной физики, кафедра квантовой механики, Вильнюсского государственного университета, г. Вильнюс, Литва. В ноябре 2013 г. участвовала в международной космической конференции «Космическая экономика в современном мире» (г. Вильнюс, Литва). В 2012-2013 гг. участвовала в зимних наблюдениях обсерватории Санкт-Петербургского планетария. В качестве бакалаврской дипломной работы в 2013 г. подготовила и провела исследование по теме «Измерение субъективной реакции при обнаружении стимула в задачах зрительного слежения». Волонтер движения «Красного креста», действующий донор крови. Работала на горячей линии помощи детям из неблагополучных семей.


Александр Фарафонов и Илья Овчинников

Овчинников Илья

Выпускник «Аэрокосмического» факультета Московского авиационного института (2015). С 2008 года принимает участие в молодёжных программах по космонавтике «Объединённые космосом». После окончания школы с 2009 года стал помогать в организации детских программ, молодёжных аэрокосмических смен, конкурсов по космонавтике в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и во Всероссийском детском центре «Орлёнок».
С января 2010 по декабрь 2011 года работал в Мемориальном музее космонавтики экскурсоводом.
С декабря 2011 года техник лётно-испытательного отдела Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Александр Фарафонов

В 2009 году окончил физико-математическую школу №1327. В 2009-2010 году проходил срочную службу в космических войсках РФ. В 2010 году поступил в МГТУ им. Н. Э. Баумана на факультет «СМ-1» по специальности «Космические летательные аппараты и разгонные блоки». В 2014 году перевёлся в Московский авиационный институт. С 2008 года волонтёр команды «Объединённые космосом». В 2011-2012 году работал экскурсоводом в Мемориальном музее космонавтики.
В старших классах школы состоял в московской группе любительского ракетостроения, занимавшейся разработкой жидкостной ракеты.


Прокопенко Даниил

В 2006 году закончил Московский авиационный институт (МАИ), факультет №1 «Авиационная техника», кафедру №102 «Проектирование вертолётов» по специальности «Самолёто- и вертолётостроение». Защитил дипломный проект по теме «Лёгкий многоцелевой вертолёт».

С 2005 по 2012 год работал инженером-конструктором в отделе несущих систем Московского вертолётного завода (МВЗ) им. М. Л. Миля. Участвовал в конструкторских работах, сопровождению опытного производства и стендовых испытаний агрегатов несущих систем вертолётов Ми-38, Ми-35М, Ми-34 и Ми-28, в проектно-конструкторских работах по теме «Перспективный скоростной вертолёт». С 2012 года работает инженером-конструктором в конструкторском центре фирмы Боинг в Москве.


Матвеев Антон

В 2012 году закончил МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «Космические летательные аппараты и разгонные блоки». Инженер ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

Эмблему экспедиции разрабатывает Анна Хлыстова (spiritius_sacre), известный художник по космической и фантастической тематике, нарисовавшая эмблему для российской команды MDRS Crew 129:



Над графикой проекта также работают Антон Антонов и Дарья Бецис.
Есть и другие участники, принимающие участие в работе команды.

Для чего нужны деньги

Разумеется, краудфандингом можно собрать только на небольшой космический спутник или на создание сверхлёгкой ракеты. Но учитывая, что создание полноценного проекта (на уровне эскизного проекта) потребует от команды почти года полноценной работы, которая будет занимать большую часть внерабочего или внеучебного времени, нам потребуется финансирование. Без материальной поддержки, к сожалению, невозможно приложить должные усилия и время.

Поэтому я решился на краудфандинговую кампанию, в результате которой собранные средства (300 тыс. рублей или более) пойдут на:
- вознаграждение участникам команды, внёсшим серьёзный вклад в междисциплинарный проект;
- плата за создание анимации, роликов и графики проекта;
- создание и печать пэтчей (эмблемы) миссии для бонусов кампании;
- изготовление тиража футболок;
- создание и поддержание сайта проекта;
- организационные траты;
- последующее социологическое исследование (всем поддержавшим проект по итогам кампании будет предложено заполнить специальный опросник);

По результатам работы будет выпущен подробный проект со всеми особенностями облётной миссии и этапов её разработки и воплощения. Для непрофессионалов он станет хорошим пособием для понимания современной космонавтики. Также будет сделана сокращённая версия отчёта – для детей, журналистов и гуманитариев.
Наша цель доходчиво и обоснованно показать, что нужно в 2021 году лететь к Венере и Марсу, что это можно реально сделать и это здорово, важно, и просто красиво.

Мы будем рады новым участникам команды, которые готовы будут сделать свой вклад в общее дело. Наша глобальная цель объединить энтузиастов космонавтики, всем тех, кому небезразлично будущее межпланетных полётов и человечества, как космической цивилизации. Большая просьба в комментариях на Бумстартере написать своё отношение к будущему космической экспансии и о проблемах, которые для этого нужно решить. Приветствуются комментарии и дополнения непосредственно по облётной миссии.

Бонусы
100 р – будет выслан pdf-файл готового проекта, спонсор будет внесён в список поддержавших проект;
Дата доставки: апрель 2016.

300 р - будет выслан pdf-файл готового проекта, спонсор будет внесён в список поддержавших проект: в документе и на сайте (при желании с дополнительной информацией о вас).
Дата доставки: апрель 2016.

600 р - будет выслан pdf-файл готового проекта, спонсор будет внесён в список поддержавших проект: в документе, на сайте. А также спонсор получит эмблему миссии (доставка за наш счёт);
Дата доставки: апрель 2016.

1000 р. - будет выслан pdf-файл готового проекта, спонсор будет внесён в список поддержавших проект: в документе, на сайте и в основном видеоролике об облётной миссии. Также спонсор получит эмблему миссии (доставка за наш счёт).
Дата доставки: апрель 2016.

2000 р. - будет выслан pdf-файл готового проекта, спонсор будет внесён в список поддержавших проект: в документе, на сайте и в основном видеоролике об облётной миссии. Также спонсор получит эмблему и футболку миссии (доставка за наш счёт).
Дата доставки: апрель 2016.

This entry was originally posted at http://alien3.dreamwidth.org/475325.html. Please comment there using OpenID.
Tags: inspiration mars, будущее, венера, космонавтика, космос, краудфандинг, марс, облётная миссия, пилотируемая космонавтика, россия
Subscribe

  • РН «Енисей»

    Помог телеканалу «Дождь» разобраться с «российскими лунными ракетами». В репортаже есть неточности, но общую картину он даёт: «Россия отложила…

  • Aliens

    Иногда очень сложно обернуться назад. Фото Alex Nick This entry was originally posted at https://alien3.dreamwidth.org/1788216.html. Please…

  • Nothing Else Matters

    "So close no matter how far Couldn't be much more from the heart Forever trusting who we are No nothing else matters" Dave Gahan - Nothing Else…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

  • РН «Енисей»

    Помог телеканалу «Дождь» разобраться с «российскими лунными ракетами». В репортаже есть неточности, но общую картину он даёт: «Россия отложила…

  • Aliens

    Иногда очень сложно обернуться назад. Фото Alex Nick This entry was originally posted at https://alien3.dreamwidth.org/1788216.html. Please…

  • Nothing Else Matters

    "So close no matter how far Couldn't be much more from the heart Forever trusting who we are No nothing else matters" Dave Gahan - Nothing Else…