alien3 (alien3) wrote,
alien3
alien3

Categories:
  • Music:

Рубеж



18 ноября 2020 г. группа сенаторов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы внесли в ГосДуму законопроект №1057895-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности). Эти поправки умещаются на 2-3 страничках 14 шрифтом и предлагают внести в закон определение просветительской деятельности и обозначить, кто может ей заниматься. Определение очень широкое, под него попадают любые лекции, курсы, тренинги, мастер-классы, образовательные ютуб-каналы, детские и взрослые кружки, всё, что не является государственными образовательными программами. Заниматься просветительской деятельностью могут физ. лица, ИП и юр. лица, при этом они не должны разжигать рознь и агитировать за что-либо, противоречащее конституции 1 июля.
Этим законопроектом поручается правительству РФ определить регламент (порядок, условия и формы) проведения просветительской деятельности в России и Контроль за её проведением.
Правительство должно обеспечить отсутствие в материалах просветителей недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

При этом в законопроекте не оговаривается соответствие содержания просветительской деятельности законам природы, в частности законам Ньютона и второму началу термодинамики, оставляя это на усмотрение правительства РФ.

Министерствам Просвещения и Науки и высшего образования РФ поручается координировать всю международную деятельность школ и университетов и согласовывать все международные договора всех школ и университетов России (это точно усложнит международное сотрудничество, необходимое для развития образования и науки у нас в стране).

Поправки №1057895-7 были разработаны в рамках работы Комиссии ГосДумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России (созданной в сентябре 2019 года) и Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ.
По мнению авторов (депутатов и сенаторов) принятие законопроекта с поправками «позволит противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде и создаст условия для распространения знаний о достижениях отечественной науки и культуры, историческом наследии».

Противники законопроекта: известные учёные, популяризаторы науки и научные журналисты отмечают, что поправки носят узкий характер, но широтой формулировки охватят всё просветительство в России, в том числе появлением многочисленных бюрократических требований (препонов). Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.
Мы не знаем содержания будущих подзаконных актов правительства РФ и эта борьба направлена в том числе на разумный подход к регламенту, если поправки не получится отбить (а так, к сожалению, в нашей реальности почти не бывает).

Можно предположить, что появление в законе просветительской деятельности позволит применять к просветителям закон об иностранных агентах, как сейчас он применяется к журналистам, или же ограничить саму возможность выступать перед школьниками, студентами и остальным людьми другим образом. Это основная мотивация Комиссии ГосДумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.
Вспомним цитату одного из авторов поправок сенатора Андрея Климова от 24 сентября 2020 года:
- Необходимо дополнить закон об образовании понятием «просветительская деятельность» для обеспечения регулирования такого рода деятельности и участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. «При этом следует предусмотреть возможность увольнения педагога в случае использования им образовательной или просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой или религиозной розни, а также побуждения к иным действиям, противоречащим Конституции РФ».
Но ведь уже есть Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»!

В поправках нет ни слова о поддержке просветительской деятельности в России, ведь она, например, почти не финансируется из научных фондов и конкурсов.
И главное, создаётся стойкое ощущение, что сенаторы и депутаты не осведомлены, что за 10 лет инициативой снизу в России сформировалось широкое сообщество популяризаторов науки, с которыми взаимодействуют библиотечные и музейные работники по всей стране - для выполнения крошечных по объёму поправок придётся расширять штат нескольких министерств!

21 января законопроект №1057895-7 будет рассматриваться на вторых чтениях в Государственной Думе. На них могут быть приняты поправки в этот законопроект или же он может быть отклонён (отправлен на доработку). По мнению большинства обсуждавших поправки непосредственных организаторов просветительской деятельности, а также самих лекторов и авторов научно-популярного контента, в том виде, в котором законопроект представлен, он не может быть улучшен, а требует отклонения и полного пересмотра концепции отношения к просветительской деятельности со стороны государства.
Необходимо подходить к ней со стороны поддержки и развития, с пониманием важности свободного просветительства для будущего России, а для «не разжигания» уже существует необходимый закон.
Ещё один важный момент - просветительством в основном занимаются учёные, знания которых опережают учебники и образовательные программы Министерств. Часто новая картина мира рождается в спорах, есть несколько точек зрения. Как в таких условиях Министерства будут решать, что достоверно, а что нет? Новое появляется и в физике, и в истории (продолжается рассекречивание советских документов и т.д.). Конечно, в первую очередь, из формулировок поправок становится страшно за гуманитарную сферу в России.

Повлиять на решение депутатов на вторых и третьих чтениях, на Совет Федерации и президента можно одним способом - показать, что нам не безразлично, как власть относится к просветительской деятельности, что это важно для всех нас и для будущего России.
Можно написать на этой неделе обращение к вашему или любому депутату на сайте ГосДумы, нужно подписать петицию астрофизика Сергея Попова (sergepolar) «Против поправок о просветительской деятельности» на Change.org.
Сергей написал у себя ответы на самые частые возражения по поводу петиции - здесь.

И в заключение рекомендую вам ознакомиться с отзывами академика РАН Алексея Хохлова и первого зампреда Комитета по образованию и науке Госдумы Олега Смолина.

P.S. Декларация учёных и популяризаторов науки. This entry was originally posted at https://alien3.dreamwidth.org/1724163.html. Please comment there using OpenID.
Tags: будущее, законы, образование, политика, популяризация науки, россия, свобода, учёные, экзамен на разумность
Subscribe

  • LEGO IDEAS - ракета «Союз-ФГ»

    Русский мальчик из Испании Алехандро Де ла Фуэнте Шувалов (aka The Half Blood Baron) разместил на сайте LEGO IDEAS свою модель ракеты-носителя…

  • Жить не по лжи

    Достаточно часто я задаю себе вопрос - многие люди действительно не понимают того, что происходит? Здесь и сейчас? Я часто вспоминаю сериал…

  • Космос

    Вселенная состоит из трёх элементов: энергии, материи и неограниченного личного интереса*. — Г’Кар Иногда меня спрашивают (очень редко), как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment