alien3 (alien3) wrote,
alien3

Звёздный десант – Крым (2006)

Начало

В пятницу (ноябрь 2006) я встретил на Павелецком вокзале Женю астронома с его тяжёлым телескопом. Всей командой мы собрались в офисе «Коллекции приключений». Там и заночевали. А утром рано на Курский вокзал. Детей быстренько приняли и погрузились в поезд. В начале царила обычная суматоха, но к этому можно привыкнуть.
Так начался наш путь в Крым. В поезде я быстро познакомился с ребятами. С весенней программы с нами были Ян и Сергей, с программы 2005 года «Созвездие – Терра» с нами поехал Саша, остальные были со мной в команде первый раз: два Андрея, Саша, два Виталика, знаменитый Максим Ватрушин (самый младший участник), Дима и девочки: две Кати (Рысь и Шабрашка), Маша и Саша.

Немного о команде. Начальник экспедиции Инна, астроном Женя, доктор Андрей, завпит и психолог Алексей, Наташа и я (астроном-завхоз).
Дорога в Крым заняла почти сутки.

День первый

Приехали в Бахчисарай мы утром. Погрузившись в автобус, мы поехали в Крымскую астрофизическую обсерваторию. Там, на территории арендуемой ГАИШ МГУ, мы поставили свой палаточный лагерь. Место там красивое, но нам сразу не повезло с погодой. Тучи закрыли небо и пошёл снег. День прошёл в поисках дров, приготовления еды и разделения на команды (3). Образовалось две мужских команды и одна женская. Отгадывая слово «протуберанец», ребята поделили дежурства по кухне. Кстати, плохо отгадывали. Пришлось дать подсказку про римских легионеров.
Вечером мы пошли на экскурсию в КрАО. Экскурсовод показала нам два оптических телескопа, один из которых привезли ещё из Германии в 40-х годах в качестве трофея.
В актовом зале мы выслушали лекцию по истории астрономии и посмотрели выставку фотографий, а также макет советского орбитального телескопа «Астрон».
После развала СССР, Крымская обсерватория переживает тяжелейшие времена, всё оборудование, конечно, устарело, и говорить о каких-то научных перспективах нет смысла. Это уже практически исторический памятник и учебная база для студентов астрономов.

Ночь была холодной. Мы буквально попали в Крым в момент резкого похолодания и обильных осадков. Снега выпало очень много.

День второй

С утра пошёл дождь. За весь день он прекращался в сумме буквально на час. Снег полностью растаял. Костёр приходилось поддерживать максимально эффективно, иначе он гас. За дровами ходили очень далеко на склон, так как КрАО находится на высоте больше 600 метров (точно не помню). Я с ребятами начал заполнение экспедиционных блокнотов, но холод совсем сковал наши руки. Дул сильный ветер, был даже град.
А вокруг красота, но я не мог фотографировать из-за серой мглы и дождя…
Вечером наш командир Инна принял решение ночевать в студенческом общежитии ГАИШ. Это такие одноэтажные домики с комнатами на несколько человек. Здесь летом проходят практику студенты МГУ (и не только). Я и доктор ночевали с детьми, а часть инструкторов осталась в палатках на улице. Перед сном Женя рассказал ребятам устройство телескопа, для этого мы собрали его, а я научил пользоваться звёздной картой.

Первые два дня были серьёзной проверкой для звёздных десантников. Но мы выдержали и были готовы ещё к более суровым испытаниям.

День третий

Честное слово, природа играла с нами, как хотела! Всю ночь, пока мы спали в общежитии, шёл густой снег и утром на улице был «декабрь месяц» не иначе (тогда мы ещё не знали, каким же на самом деле будет декабрь 2006 года). Рюкзаки собирали с большим трудом, накануне мы как раз разделили все запасы продуктов на каждого участника, более того на каждый завтрак, обед и ужин. Всё было рассчитано до дня. Конечно, телескоп также разделили на части. Мне в тот день достались невероятно тяжёлые грузы! Дальше нам предстояло идти пешком через горы, а это не так просто, учитывая капризы погоды.
Когда мы всё-таки загрузились в автобус с гидом Наташей, то оказалось, что наши планы немного поменялись. Гид сказала, что мы пойдём другим перевалом, так как на первоначально планируемом маршруте снега по колено, не меньше. Мы, конечно, согласились.
Несколько часов пути на автобусе мы слушали Наташу, она показывала нам вершины гор или какие-то другие достопримечательности Крыма в его южной части, рассказывая их историю. Меня поразила гора Нишан-Кая (Мишень скала), так называемый Объект 221. Там в советское время находился бункер командования черноморского флота, способный выдержать прямой ядерный удар. После отделения Украины, командный центр красной армии был полностью разграблен мародёрами, они вытащили оттуда весь металл, всё, что можно было хоть как-то продать. Теперь бункер мёртв, этот страшный бетонный лабиринт, где время от времени пропадают очередные авантюристы, привлекаемые лёгкой наживой или любовью к риску… «Пусть не будет покоя их душам».
Времени в пути было много и ребята сочиняли песни про «Звёздный десант», одну девочки и одну парни.
Периодически вдоль дороги мы видели аккуратные ряды немецких кладбищ. Эхо войны… Сейчас в Крыму работает программа по перезахоронению немецких солдат. Специальные «чёрные» и «белые» отряды ищут в земле остатки погибших немцев с жетонами. Эта работа оплачивается германским правительством, которое чтит память о своих воинах.
Спустившись с гор, мы вернулись в золотую осень. Автобус довёз нас до каньона Узунджа, рядом со Скельтской пещерой (оборудованной для приёма туристов), но мы, сделав 30-минутный переход, разбили лагерь в окружении вершин Карадаг, Курт-Кая, Тропан-Баир (Лысая), там, где протекает горная река Узунджа, а склоны поросли можжевельником. На Узунджу мы ходили за питьевой водой, её успокаивающий шум сопровождал нас весь вечер, ночь и утро… Вокруг был смешанный лес, но дров почти не было, так как валежник регулярно сжигают в своих кострах туристы. Ночью кричали хищные птицы. Очень впечатляющие звуки скажу я вам, но хотя бы было теплее, и снег остался высоко в горах.

Комета SWAN, которую мы так и не увидели (фото NASA)

День четвёртый

Утром мы очень долго просыпались, разводили костёр, готовили завтрак и собирали вещи. Недопустимо долго. В результате нас нашли лесники и была неприятная ситуация с ними. С тех пор как Украинское правительство полностью прекратило финансирование лесной службы, в лесах Крыма и Украины полный беспредел. Наш астроном Женя родился и вырос в Крыму, а потом уже переехал в Россию, грустно было видеть, как он переживает за разруху на своей родине.
Когда ситуацию разрешили, Инна проверила рюкзаки участников. Теперь нам предстояло идти пешком в гору и вообще правильно и быстро собирать свою ношу каждое утро. Оказался полный бардак. Для большинства ребят это была далеко не первая программа «Коллекции», но рюкзаки наши десантники собрали ужасно. А ведь у многих они были очень удобные и соответственно очень дорогие.
В итоге мы потратили не меньше часа, чтобы научиться укладывать рюкзаки и главное разложить их более менее равномерно среди всех участников, а то получалось, что кто-то собрался нести лёгкий рюкзак, тогда как у кого-то он был просто неподъёмным.

Собравшись наконец-то, под предводительством гида Наташи мы двинулись вверх в горы, ступив на древнюю римскую дорогу.
Эта дорога была вымощена древними римлянами в I-II веках нашей эры. В III веке римляне ушли, но дорогой продолжали пользоваться. Как рассказала Наташа, местное население ремонтировало этот единственный путь через горы, в качестве налога, и было освобождено от любых других податей. Дорога связывала города Херсонес и Харакс через посёлок Гаспра, если я всё правильно понял.
Подъём в гору был тяжёл, как и мой рюкзак. Сложнее всего было Жене, он тащил большую часть телескопа. А ещё возникла проблема с Максимом, он догадался взять на маршрутную программу целую стопку книг! Это такая тяжёлая ноша оказалась! Не иначе знания много весят. Нам удалось распихать книги и другие его вещи по рюкзакам, но даже то, что у Максима осталось, замедляло его шаг. Поэтому сначала Алексей шёл с ним в самом хвосте, а потом я. Так и плелись с Максом всё выше и выше по древним камням с рацией, чтобы позвать на помощь в случае чего.

Уже перед наступлением темноты мы вышли на ровную местность в Карадагский лес. Вокруг были клёны, ясени, грабы, буки, а также много огромных камней. Нам ни в коем случае нельзя было сходить с дороги. Пройти просто по лесу почти невозможно, только ноги переломаешь и останешься навсегда…
Остановившись недалеко от двух дождевых озёр и колодца, мы поставили палатки и разожгли костёр. Ночь наступила очень быстро. Пили мы там только чай. Воду из колодца обязательно нужно было кипятить. В лесу рос дикий шиповник, его зрелые ягоды мы добавляли в кан с заваркой. Также на деревьях встречалось растение паразит Омела белая или так называемый птичий клей. Именно птицы, поедая белые ягоды, разносят семена Омелы по ветвям деревьев.

Вечер у нас был очень длинный, мы поужинали, послушали песни Алексея и дока Андрея под гитару, а потом пошли смотреть звёзды. Это была первая ясная ночь. Но не успели мы поставить телескоп, как из-за деревьев вышла яркая Луна. Мы, конечно, с большим удовольствием посмотрели на её моря и кратеры, но она затмила нам звёзды… И всё-таки Туманность Андромеды мы увидели, но не так «глубоко» как хотелось бы. Зато мы с Рысью фотографировали Луну.

День пятый

Утром наши дежурные очень сплоховали. Мы их предупредили, что впереди нет источников воды, и попросили заварить два полных кана чая, чтобы разлить по фляжкам и бутылкам. Но в итоге собирались ребята ещё хуже, чем в предыдущее утро и кан вскипятили только один. В итоге запас воды на целый день у нас был минимальный.

Этот день был особенным. Мы совместили путь по римской дороге с игрой. Все инструктора с гидом ушли вперёд, а ребята самостоятельно должны были идти за нами, пользуясь записками с загадками, что мы оставляли на их пути. Также у них была радиостанция, но говорить с нами мог только 11-летний Максим. Так он стал оператором связи.

Оставив ребят собираться, мы углубились в лес, пройдя мимо памятника Балаклавскому отряду партизан, что сражались в этих лесах с фашистами.
Мы поднимались всё выше в горы, но дорога не была столь крута, как в начале. Там уже лежал снег на земле и стало прохладнее. Вокруг всё также были деревья и камни. Мы шли через сначала через буковый, а потом через осиновый леса. Ребята шли вслед за нами, успешно отгадывая загадки. Мы встречали много интересного, например жёлтые грибы – липиды. Или огромный ягодный тис, возрастом 1000 лет. Подходя к вершине, мы попробовали диких яблок, видели карликовые грушевые деревья, густо поросшие лишайником, нарвали для чая кислых ягод барбариса.

И вот, когда инструктора вышли на вершину Спирады, обдуваемую всеми ветрами, мы спрятались и стали ждать детей. Скоро они нас нашли.
Были сделаны традиционные фотографии на вершине, мы любовались облаками, что проходили через нас. Но следовало торопиться. Приближался вечер, а нам нужно было спуститься через перевал.
Слева от нас был хребет Тропан-Баир, справа гора Бизюка, а спускаться мы должны были по перевалу Кикенеиз-богаз, который вёл к вершине «Магический круг» (Кикенеиз).

Подойдя к проходу, мы все выслушали технику безопасности от Инны, пока Наташа спустилась вниз, на разведку. Все покрепче перешнуровали ботинки, убрали всё то, что может мешаться во время спуска. Уже начались сумерки, и нам нужно было торопиться, так как оставаться на сухую ночёвку на ветряной горе не хотелось. В этот момент к нам подошла группа украинских ребят из Одессы, они заблудились в горах, так как шли без гида. Инна объяснила, где мы находимся, но они потом не спускались за нами, так как было совсем темно.

Мы разделились на три группы, я возглавлял третью, замыкал нас док. Первая группа проскочила в сумерках, а мы застряли в полной темноте. Фонарики мы не включали, так как слепили тех, кто внизу, так и ползли, ориентируясь на белые камни. Я весь вжался в землю, так как боялся, что тяжёлый рюкзак меня перевесит. Но всё обошлось. Мы спустились, вот только рюкзачок с аптечкой уронили с высоты. Он так смачно шлёпался о скалы, что внизу перепугались. Но мы крикнули, что это всего лишь аптечка. В ней ничего не пострадало, все хрупкие ампулы оставались у дока, а всё что могло разбиться, находилось в специальном пластиковом контейнере.

Внизу мы оказались в сосновом лесу. Немного отдохнув, мы вновь двинулись в путь, в почти полной темноте. Конечно, включив все фонарики. Наконец, прошагав по грязной грунтовой дороге где-то полчаса и сделав несколько поворотов, мы были остановлены гидом. Лагерь разбили среди сосен, на склоне. За водой сходили к дождевому озеру (внизу их было целых два). Вновь можно было пить только кипячёный чай.
Ужин получился очень вкусным, за это спасибо Андрею, он оказался лучшим дежурным. После долгого пути всех разморило у костра. Сидели, пили чай, разговаривали на философские темы. Звёзды горели над нами, спрятавшись за густыми верхушками сосен. Телескоп ставить было бесполезно. Спускаясь к озеру, я видел созвездие Ориона, думал о чём-то своём, слушал лес…
У меня было очень много забот в этом походе и, на какое-то время, внешний мир утратил свою значимость. Я забыл про основную работу, про все внешние заботы, сотовый там не находил сеть. Намного важнее было найти дрова и воду, не забыть что-то при свёртывании лагеря, записать последние события и т.д.

День шестой

Мы с Женей проснулись рано утром. Выглянуло Солнце. Вокруг было очень красиво. Серые стволы крымских сосен, способные выдержать тяжёлый снег, их длинные иголки по 10-12 см. И много-много мха и лишайника. Лиственные деревья окутывали зелёные вьюны, с цветов которых в декабре крымские пчёлы получают мёд.
Пока дети просыпались, Наташа отвела нас и дока к вершине Кикинеиз. Там в IX-XV веках стоял феодальный замок византийских ромеев, он входил в линию обороны. Крепость выдержала множество осад, там был хороший источник воды. Но не подземный, а дождевой. Вода накапливалась в расщелине, и её надолго хватало защитникам крепости. Андрей поднялся на вершину, с помощью специально привязанной там верёвки. А мы с Женей просто сходили в расщелину, туда вели специально высеченные в скале ступеньки. Я пошутил, что хотел бы дом на этой вершине. Жить на скале…
Сейчас от крепости ничего не осталось, её всё-таки разрушили. Лишь кусочки керамики, что рассыпаны вдоль тропинок.
Когда ребята проснулись, мы перенесли вещи в старой стоянке лесорубов около озера. Мы позавтракали кашей с сухофруктами. Наташа провела детей на небольшую скалу. Оттуда они посмотрели на «Магический круг». Мы смогли увидеть тот перевал, по которому мы спустились прошедшим вечером.
Наташа нам рассказала про римского легионера Муция Сцевола, в честь этого человека, выдержавшего пытки, появилось слово «мучиться».

В этот день нас ждал последний переход. Собрав рюкзаки, мы выдвинулись Чёрному морю. Дорога была извилистой. По пути нам попадались дикие яблоки. Вскоре мы увидели море и небольшие посёлки. Когда мы вышли на асфальт у посёлка Кацивели, Наташа попрощалась с нами. К самому морю мы выходили долго. Место для ночлега нашли с трудом. В нескольких шагах от каменного берега, напротив маяка в море. Где-то на горизонте стояли корабли на рейде. Я сбил на асфальте ноги и вечер чувствовал как-то особо остро. Инна с Алексеем ушли за продуктами в Семеиз. Док с ребятами занялись дровами, а я с Яном и Рысью пошёл за водой. Они уже были в этих местах и знали, где есть источник. Там случилась беда, порвался трос у одного из канов, но Рысь заменила его своей банданой. Питьевая вода была для нас стратегическим ресурсом.

Вечером небо затянуло тучами, поднялся ветер. Но мы всё-таки провели церемонию закрытия программы, заполнили до конца экспедиционные блокноты и вручили футболки, «лунные камни» и звёздочки.
Затем легли спать.
Ночь была интересной. Где-то близко к утру я был разбужен страшным животным воплем, кто-то дрался у палаток. Я вскочил и заорал в ответ. Женя проснулся от моего крика и стал пытаться выбраться из палатки, когда же у него это получилось, то он никого не увидел и лёг обратно спать. Я обулся, взял фонарик и пошёл разбираться. Осматривая палатки, спугнул собаку от палаток девчонок. Еда, что хранилась в их предбаннике, была разворошена и что-то съедено (кажется, пропало сало). В палатке у дока утащили часть курицы, у парней была съедена большая часть супа из кана. В завершение расследования я нашёл кота, который явно тоже поучаствовал в пиршестве, он смотрел на меня и мяукал. Самое смешное, что почти все проспали эту котовасию… Я тоже пошёл спать дальше.

День седьмой

Утром мы небольшим отрядом успели дойти по каменному берегу до радиотелескопа РТ-22.

Завтрак вновь не получился, как следует. Дежурила самая медленная команда.
Нам нужно было торопиться. Взяв рюкзаки, мы двинулись в путь. Обогнув гору, мы вошли в Семеиз, красивый город. Оттуда на автобусе доехали до Ялты. А уже до Симферополя нас быстро довёз междугородний троллейбус.
На поезд мы погрузились хорошо. Как в день приезда, так и в день отъезда рядом с нами были и другие детские и молодёжные команды из России.
В Женей мы попрощались в Симферополе, а вскоре сами поехали в Москву.
Так закончился второй наш «Звёздный десант».