Вот такое описательное определение – «Человек – это животное на двух ногах, но без перьев и с плоскими ногтями» - это очень хорошее определение для школьника. Масса признаков, все осмысленные, характерные, не в бровь, а в глаз, но не сущностные. Они говорят об отличии вещей друг от друга, но не об их уникальности.
К десяти годам ребёнок осилит только такие – сложные описательные – определения. И будет в состоянии, кстати сказать, писать на контрольных работах изложения, а не одни только диктанты.
Когда же Диоген среди бела дня ходил по людным афинским улицам с зажжённым фонарём и кричал: «Ищу человека!», он говорил как раз о сущностном признаке – о «человечности» (сущности «человека»). И когда наш ребёнок поймёт, что за внешними признаками стоит ещё и сущность, что-то принципиальное и особенное, создающее уникальность того, с чем мы имеем дело, он станет почти взрослым. Это случится годам к четырнадцати-пятнадцати».
Курпатов А.В., «Руководство для Фрекен Бок»